Умственная отсталость (олигофрения)Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные. Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих. Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

С точки зрения врача,  умственная отсталость - это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно  является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже  повышается со временем под влиянием обучения, воспитания. Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния,  характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.
Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» - мало и «френос» - разум).

Причины умственной отсталости

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента. Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена. Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей. В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Симптомы умственной отсталости

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память  у них достаточно хорошая. Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. 

средняя степень умственной отсталости (или имбецильность)При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны  испытывать привязанности, различать  похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ  ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре  и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра. В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка. В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу. Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

Обследование при умственной отсталости

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна). Для этого в женской консультации  проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности. В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия. При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом. При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни. А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения  детей. Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в  возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости (идиотия)Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин). Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  - многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность. Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости,  то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика умственной отсталости

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается  тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

 Врач психиатр Бочкарева О.С

Комментарии  

#10 Я 22.08.2020 13:16
Здравствуйте.Я думаю что у меня умственная отсалость. У меня маленький до. Три пальцем можно измерить. И у меня задняя сторона головы маленькая ..и я всегда поднимаю волосы чтобы не было ...и я не умею общаться с людьми..не понимаю их..и асоциальная .скажите пожалуйста, я являюсь умственно отсталым.
#9 Наиля 15.10.2017 12:15
Сыну 45 лет .Проблемы начались в садике .когда надо было запомнить 4 основных цвета и счёт до 10 и обратно . Вот тогда и был поставлен диагноз .Учился в коррекционной школе и сейчас со временем диагноз лёг. ст.ум. отст. Только обследование может установить .что есть проблемы. а не сайтах .Нам пришлось много раз проходить мсэ . прежде чем получить направление на втэк .
#8 Саша 25.07.2017 17:02
Здравствуйте у меня такая проблема мне самой кажется что я немного умственно отсталая я могу многое перечесть как мне проверится мне 22 года
#7 Назира 09.01.2017 18:26
Здравствуйте! Я сильно переживаю за брата. Он родился нормальным ребенком. Когда ему было год он получил много трамвы из головы. Куда мы не сходили ничего не вышло. Теперь ему 32 года. Помогите куда можно обратиться? Какому врачу?
#6 Виктория Мигович 30.11.2016 09:17
Добрый день подскажите пожалуйста. Живу с парнем год. Сейчас жду от него ребенка. Не так давно нашла у него документ о том что он рос в школе интернате для детей с умственной отсталостью. На мои вопросы по этому поводу агресирует не хочет разговаривать. Очень переживаю может ли это повлиять на ребенка.? Помогите пожалуйста.
#5 Лия 06.03.2016 23:39
Здравствуйте. Помогите пожалуйста, советом. Встречалась с парнем, начала замечать странности. Он не может ни на чем сконцентрироват ься, постоянно опаздывает и все время врет... Как то раз я проходила тест Айзенка на IQ и мой молодой человек заинтересовался . Я не говорю о том , что он даже о его существовании не подозревал. Когда он начал разбираться с инструкцией он не мог понять как это надо решать и что надо делать на элементарных казалось бы примерах... Я была в шоке , но не показала этого.... Потом было все больше и больше странностей среди которых была ярко выраженная внезапная агрессия... Пожалуйста помогите разобраться. Мы сейчас не вместе, но есть тенденция к преследованию.
Я ему говорю , что между нами все кончено, а он при встрече ведёт себя так, как буд-то ничего не было. Я бы сказала не адекватно.... Ему 30 лет.
Если вы мне поможете хоть с какой- то информацией я буду очень благодарна.
#4 Борис 06.02.2015 18:13
Марина,
Конечно, прошло уже больше года и я надеюсь, что вы прекратили отношения с этим "мужчиной")))
Во-первых, 20 лет - это не мужчина, это еще ребенок, мальчик. Юноша))) "мужчинами" лица этого пола становятся примерно после 27-28 лет.
Во-вторых, ваш друг - человек психически неполноценный. Возможно, даже с легкой степенью умственной отсталости.
Ассоциация с "вселившейся душой" несостоятельна. Это самый обычный девиант. С возрастом его состояние будет прогрессировать .
По поводу серого цвета - там ниже давали правильный совет. Есть такой тест для дальтоников.
Мой основной совет вам - спросите у его родителей прямо - какой у их сына диагноз. Уж они-то знают))))
#3 муслим 03.10.2014 04:32
Марина, так как вы сказали что ощущение что в него вселилась душа, и что голос грубый, у нас в Исламе называют шайтаном, он вселяется в человека.вы должны отправиться в Мечеть или в Церковь чтобы изгнали шайтана из тела человека..еще добавлю шайтан будет говорить только ложь,будет врать и т.д но я,предупреждаю вас не верьте ему и обратитеесь куда я сказал
#2 Anna 26.04.2014 19:57
На счет серого цвета может быть очень простое объяснение. Есть такие формы дальтонизма, когда человек вообще не видит никаких цветов, т.е. видит мир черно-белым. Т.е. для этого может быть физиологическая причина. Можно просто провести тест с таблицами с цифрами для выявления дальтонизма. Если нарушений нет, и он видит цифры, как нормальный (тут притвориться не получиться), то значит, есть повод беспокоиться о психическом здоровье. А на счет бокалов с калитками, может, это просто прикол?
#1 Марина 14.04.2014 17:14
Добрый день. Подскажите пожалуйста, кто он, мой мужчина? Такое ощущение, что в него вселилась душа старика, ему 20 лет. Очень старомодный, до сих пор хранит свои старые вещи, как например школьную форму, игрушки с детских времён, кассеты магнитафонные, и даже все свои зубы! Предметы вообще не называет своими именами, как например, кресло – это стул, бокал – это стакан, люстра – это фонарь, входная дверь – это калитка! И т.д. И при чём, он уверен что он прав, когда его поправляю, говорит какая разница. Больше всего напрягает то, что у него абсолютно всё в серых тонах! На рынке я хотела купить скатерть розового цвета, на кухню, под обои, так у нас при всех получился скандал, а всё потому что он говорит бери серую цветом под обои (!!!). Так обои то у нас розовые, убеждаю его в этом, смотрю как на дурачка, и понимаю, он реально считает розовые обои серыми! Я в шоке. Дальше стало чаще замечать что у него всё серое. В зале у нас обои зелёненькие, при малейшем разговоре он говорит что они тоже серые. Сегодня звоню ему, спрашиваю куда он убрал пакеты, так он мне в ответ сначала растерялся, а потом я услышала что пакеты в сером шкафу. Говорю ему, у нас нет вообще серых шкафов, они реально тёмно коричневым цветом! И так всё чаще я узнаю странности в этом человеке.
Подскажите пожалуйста, что с ним происходит?